ЦЕРКОВНАЯ ИЕРАРХИЯ АЛЕКСАНДРИЙСКОГО ПАТРИАРХАТА В РАННЕЙ ВИЗАНТИИ

ЦЕРКОВНАЯ ИЕРАРХИЯ АЛЕКСАНДРИЙСКОГО ПАТРИАРХАТА В РАННЕЙ ВИЗАНТИИ 

 


В.А. Лихошерстов (Белгород)


В статье показана уникальная церковная система Александрии, проанализирована ее иерархия, дано краткое описание положения патриарха и выполняемых им функций. Александрия – крупнейший город Ранней Византии, который лишь в V в. постепенно уступил лидирующую роль Константинополю. Поэтому церковная жизнь в нем вызывает большой интерес.
Ключевые слова: история, Александрия, церковь, поздняя античность, ранняя Византия.
Процесс построения церковной организации в регионах позднеримской империи проходил неравномерно, результатом чего стало появление двух моделей устройства и управления церковью.
На Западе повсеместно получил распространение так называемый папский примат, который регламентировал главенствующее положение римского епископа и его первое место в рядах вселенской церкви. Для Востока же характерной оказалась идея разделения территорий между четырбмя независимыми друг от друга патриархами и интеграции региональных церквей в государственный аппарат (так называемый принцип государственного уподобления)1. Можно сказать, что восточные церкви находились в сотрудничестве с государственным аппаратом, начиная с признания церкви императором Константином в 313 г.
Но в исключительном порядке, некоторые деятели церкви пытались установить своё первенство в церковной иерархии Востока. Данная практика получила распространение среди александрийских патриархов, которые заняли исключительные позиции в церковной жизни вверенной им территории.
Первым фактором, который повлиял на формирование патриаршей власти в ранневизантийской Александрии, стал, непосредственно, церковный строй. Иерархия духовенства здесь сформировалась весьма автономно и своеобразно, если сравнивать и другими регионами в изучаемый период.
О деятельности первых александрийских епископов до начала III в. сохранилось мало конкретных исторических сведений. У нас есть только легенда, которую передаёт Евсевий Кесарийский о хиротонии апостолом Марком двенадцати епископов (HE II, 24). Однако в последнее десятилетие II века появляются некоторые источники, предоставляя нам свидетельства, из которых мы можем более точно реконструировать социальную роль и иерархию церковного руководства в Александрии.
В IV веке, особенно в его первой половине, в Египте созревали церковные институты. Однако для того, чтобы правильно охарактеризовать египетскую церковь, необходимо вернуться к событиям и источникам III века. Только тогда можно будет понять две чрезвычайно важные особенности, которые сохранились в дальнейшем и оказали решающее влияние на деятельность египетской церкви во многих областях. Этими двумя отличительными чертами были огромная власть Александрийского епископа, который превосходил всех других епископов в Египте, и отсутствие ячейки митрополитов в иерархической цепочке.
1 Курганов Ф.А. Отношения между церковной и гражданской властью в Византийской империи в эпоху образования и окончательного установления этих взаимоотношений (325–565 гг.). СПб., 2015. С. 115–116.

Во главе церковной организации стоял архиепископ (патриарх с 451 г.), который осуществлял функции руководителя над всеми церковными процессами, которые происходили во вверенной ему области. Эта область совпадала с гражданским делением провинций. Юридически это было закреплено императором Константином.
Собственно говоря, период III в. можно охарактеризовать как начало приобретения александрийскими патриархами авторитетного положения. Первостепенно это происходит в процессе конкуренции с официальной церкви и знаменитой катехизической школы, которой руководили виднейшие богословы данного периода. Школа была относительно независима в своих действиях и деятельности. К ней были привлечены ученики практически всех философских и религиозных убеждений, как внутри, так и за пределами христианства. Это подтверждает наличие и борьба различных интеллектуальных группировок внутри школы1. В результате догматических разногласий между Оригеном и архиепископом Димитрием школа была поставлена под надзор со стороны церкви (Euseb. HE VI, 26). В Александрии остался только отдел «элементарного обучения», во главе которого стоял бывший ученик Оригена Геракл.
С отъездом Оригена катехизическая школа в Александрии стала более тесно связана с властью епископа. Об этом свидетельствует тот факт, что после смерти Димитрия в 233 г. (всего через два года после ухода Оригена) именно Геракл, недавно назначенный главой катехизической школы, сменил его на посту епископа Александрийского (Hist. Patr. Alex. I. V). Преемственность Геракла (231–247 гг.) создала важный новый прецедент для отбора и продвижения епископских кандидатов. До конца III века александрийское епископство будет заполнено исключительно кандидатами, которые ранее служили руководителями катехизической школы. Непосредственные преемники Геракла, Дионисий (247–264), Максим (264–282) и Феона (282–300), служили в этом качестве до своего возведения в сан епископа.
Таким образом, александрийский клир смог объединить христианскую академическую традицию и формирующийся церковный институт.
Этот метод продвижения отражает еще один способ, которым катехизическая школа все больше и больше переходила под покровительство и авторитет александрийского епископа. Как следствие, Геракл и те, кто руководил школой после него, в конечном счете, смогли осуществлять более прямой контроль над учительской службой церкви.
Важно понимать, как местное население воспринимало патриархов в условиях данного процесса интеграции академической традиции в церковный институт. С данного периода в непосредственные функции архиепископов входила привилегия толкования Священного Писания2, из-за этого их часто называют папами александрийскими. Первоначально греческий термин Πάπας просто означал "отец", но он все чаще стал применяться в качестве официального титула уважения к архиепископам Александрии и Рима.
Роль Геракла в попытке определить учение зафиксирована его преемником Дионисием в одном из его писем, где он впервые употребляет термин Πάπας, для обозначения права регулирования церковного учения, а также пастырской роли и духовного главенства патриарха над всеми христианами в Египте.
1 Саврей В.Я. Александрийская школа в истории христианской мысли. М., 2012. С. 87.
2 Спасский А.А. История догматических движений. М., 1914. С. 138.

Институт архиепископской власти стал непоколебимым примерно со 2-й пол. III века. У нас нет никаких доказательств, чтобы мы говорили о данной практике в более ранний период времени, т.к. начальный этап развития христианства в Египте фактически не задокументирован, а данные археологии весьма мало изучены.
Вторым определяющим фактором следует назвать особый иерархический строй.
Начиная с папы Димитрия (189–231 гг.) и далее, каждый архиепископ рукополагает все большее количество священнослужителей в хоре. Конкретно под «хорой» здесь понимается вся территория Египта, кроме самой Александрии1.
Христианские общины египетской хоры в III – нач. IV вв. управлялись при помощи следующей модели руководства. Функции культа и организации существования прихода выполнял совет пресвитеров2. У нас нет информации о том, как они формировались. Можно лишь предположить, что все пресвитеры общины участвовали в кооптации новых кандидатов на данную должность. Все священнослужители подчинялись епископу, и именно он принимал решения о том, с какой церковью они будут связаны, т.к. география церквей Египта весьма обширна и какие функции будут выполнять на вверенных им местах.
Рядом с епископом всегда стоял управляющий, которого избирали из числа местного духовенства3. В египетской церкви должность управляющего появилась весьма рано. Без помощи таких управляющих епископы не могли бы заниматься делами, связанными с обширной церковной собственностью и финансами.
Также в некоторых источниках можно увидеть тенденцию к традиции рукоположения епископов непосредственно лично патриархом. Данное правило распространялось на территории к северу от первого порога Нила. Следует сказать, что для ранневизантийской практики церковного устройства – это уникальный прецедент.
Это может нам объяснить, почему в иерархической цепочке ранневизантийского Египта не было митрополитов. Скорее всего, Александрийские патриархи предпочитали иметь дело с огромным количеством слабых епископов, которых они могли выбирать и рукополагать сами, нежели с малым количеством митрополитов, которые могли осуществлять какую-либо деятельность независимо от регионального центра.
Влияние патриархов на церковную иерархию было основополагающим. Территориальное расположение епископств совпадало с территорией египетского диоцеза (пять провинций)4. Патриархи могли создавать новые епископские престолы. Возможно, что при помощи создания новых резиденций епископов происходило заселение слабо урбанизированных регионов по обе стороны дельты Нила.
Епископы играли фундаментальную роль в жизни христианских общин в Египте на протяжении всего ранневизантийского периода5. Парадоксально, но отсутствие какого-либо посредника между патриархом и епископами, в какой-то степени, увеличивало сферу самостоятельной деятельности епископов, т.к. патриарх чисто теоритически не мог успевать контролировать всех епископов лично.
1 Словарь античности / пер. с нем. В.И. Кузищин. М., 1989. С. 624.
2 Wipszycka E. The Alexandrian church. People and institutions. Warszawa, 1989. P. 307. 3 Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т.3. М., 2006. С. 159.
4 Bury J.B. History of the later Roman Empire. London, 1889. P. 15.
5 Bagnall R. Egypt in the Byzantine world, 300-700. Cambridge, 2007. P. 334.

Отдельно стоит сказать про монашество. Сама эта традиция зарождается в пустынях Египта и связана с именами Пахомия Великого, Антония Великого1 и др. Монашеские общины представляли собой мощные во всех отношениях общественные образования2.
Но при всём этом монашество не являлось частью официальной церковной иерархии в Египте, а существовало параллельно. Это определяется территориальной удалённостью монашеских общин от епископских кафедр3.
С определённого периода монахи будут вовлечены в политику патриархов, т.к. монастыри являлись источниками экономических и интеллектуальных ресурсов. Данная интеграция начинает набирать обороты с периода епископата Афанасия, многие церковные руководители мобилизуют монахов для физической борьбы со своими оппонентами в конфессиональной политике. Своего максимального развития данная практика достигнет в V в.
Таким образом, уже в организации церковного строя прослеживаются идеи об основополагающем положении александрийского архиепископа. Важно отметить, что данный уклад церковной иерархии сформировался естественным путём.
Подводя итог, следует сказать, что использование титула "Папа" с момента его зарождения обозначало сращивание управленческих обязанностей с необходимостью развития богословия в одних руках, а уникальная форма церковного строя способствовала внутреннему усилению положения патриаршей власти в самой Александрии и регионе.


THE ECCLESIASTICAL STRUCTURE OF THE PATRIARCHATE OF ALEXANDRIA IN EARLY BYZANTIUM
V.A. Likhosherstov (Belgorod)
The article shows the unique church system of Alexandria and analyzes the hierarchy, gives a brief description of the position of the patriarch and the functions he performs.
Keywords: history, Alexandria, church, late antiquity, early Byzantium.