ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ В РАННЕЙ ВИЗАНТИИ

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ В РАННЕЙ ВИЗАНТИИ

Я.Ю. Иваницкая, Е.В. Немыкина
(Белгород)
В статье рассматривается двойственное отношение к женщине в византийской культуре. Для определения статуса византийской женщины в работе был подробно изучен идеал женской красоты, исследована мода ранневизантийских женщин, насколько менялся на протяжении изучаемого периода внешний вид женщины. Ключевым для статьи стал историко-культурологический подход, также использованы достижения семантики, комплексный подход к источникам и сравнительно-исторический анализ. В работе была сделана попытка представить оформление и изменение процесса внешних репрезентаций по мере христианизации позднеантичного общества на примере женской одежды. Женский византийский костюм испытал на себе влияние христианства, проявившееся, прежде всего, в общем покрое одежды, ставшей более закрытой, чем прежде. Одежда стала следовать христианскому канону и частично теперь отражала те социальные изменения, которые активно происходили в позднеантичном обществе III–VI вв.
Ключевые слова: Византия, костюм, женщина, Поздняя античность, христианизация.
Находясь под глубоким влиянием христианской религии, византийская эстетика отделяла мир чувственный от мира духовного и противопоставляла один другому. Чувственная природа человека объявлялась скверной и греховной, поэтому её необходимо было преодолевать на протяжении всей жизни. По догмам церкви, женщина являлась источником соблазна и греха, предметом искушения для праведников, но, в то же время, путём добродетельной жизни она могла достигнуть желанной святости1. И, следовательно, такое двойственное отношение к женщине сказалось и на создании одежды, которая должна была быть строгой и скромной2.
Идеалом красоты женской фигуры стало аскетичное, длинное, худое тело с опущенными плечами, стянутой грудью. Появилась так называемая «длинноногая мода», когда одежда закрывала полностью не только тело, но и ноги3.
Даже украшения предназначались для того, чтобы замаскировать формы тела. Так, например, декоративные украшения равномерно распределялись на одежде и обуви для того, чтобы отвлекать внимание от форм женского тела4.
Костюм в Византии был неразрывно связан с христианством. Виды византийского костюма менялись в течение веков, но общим было одно: по композиции, пропорциям и облику он напоминал христианские базилики. Митра с крестом и мафорий на голове ассоциировались с куполом храма, футлярообразные объемные одежды напоминали тело храма.
В Византии женская одежда, в принципе, как и мужская, делилась на верхнюю и нижнюю. Покрой женской одежды был заимствован у римлян. Одной из наиболее важных особенностей, как верхней, так и нижней женской одежды является сам ее пошив. Вся женская одежда была длинной, прямого покроя, из плотных тканей, которые тщательно скрывали женское тело. Первые два столетия в
1 См. подробнее: Болгов Н.Н., Смирницких Т.В., Сбитнева Ю.Н. Частная жизнь женщины в Ранней Византии. Белгород, 2009; Болгов Н.Н. От гетеры до игуменьи. М., 2020.
2 Дудникова Г.П. История костюма. Ростов-на-Дону, 2001. С. 78.
3 Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1. М., 1947. С. 204.
4 Мерцалова М.Н. Костюм различных времён. М., 1993. С. 130.
151
Византии сохранялись римско–эллинистические формы костюма. Но, начиная с IV–V вв., в Византии появляется всё больше прямых одежд из плотных тканей1.
Именно в Византии появилась манера носить сразу несколько одежд, одну на другой. Обычно носили одновременно несколько туник – они назывались столы. У нижней туники были узкие, а у верхней – широкие рукава. Такой пошив рукавов был связан с удобством, а также с модой того времени. Поверх них надевался полукруглый плащ-мантия (супергумераль) с фибулой на плече2. Он относился к верхней женской одежде. Также в качестве верхней одежды простые люди использовали плащ-пенулу, подол которого всегда украшался шитьем3.
С IV–V вв. в Византии силуэт одежд становится более прямым, и именно в этот период времени появляются различные накидки4.
Приблизительно до конца IV в. греческие одеяния хитон и гиматий встречаются и у простых женщин (колонна Феодосия); подобно мужчинам, они застегивали их на правом плече или спереди на груди. Иногда они накидывали их сзади через оба плеча, и оба верхних конца перекрещивали на груди так, что они свешивались на спине. Верхний край хитона, лежащий на спине, натягивался на голову и образовывал нечто вроде капюшона. Мантия, часто украшенная на концах кистями, состояла из полукруглого куска материи5.
В социальном отношении женщины, относящиеся к неимущему слою, шили себе одежду из однотонных грубых тканей. Замужние женщины – простолюдинки носили одну из самых скромных одежд: нижнюю – тунику, верхнюю – столу, пенулу и накидку на голову – мафорий, который окутывал всю женскую фигуру; такой же была одежда Богоматери6.
Сохранение в одежде основных форм и силуэта женского костюма простолюдинок говорит о соблюдении ими требований христианской религии и эстетики7.
Что касается женщин высшего сословия, то эти дамы часто заимствовали некоторые атрибуты из царской одежды. Так, знатные дамы часто носили красное платье (красный цвет считался императорским) с длинными узкими рукавами, которое называлось скарлата8. Кроме богатой и яркой одежды костюм знатной дамы всегда дополняли различные дорогие украшения из жемчуга и драгоценных камней9.
Известно, что по одежде (ее покрою, ткани, цвету и т.д.) можно было определить социальный статус женщины. Так, в Византии носить короткую верхнюю тунику разрешалось только молодым не замужним девушкам. Эти туники (вариант далматик) отделывали вышитым оплечьем и каймой понизу.
В IV–V вв. в аристократической среде распространяется далматика, впервые появившаяся в Риме в III в. Но византийская далматика из блестящей парчи с
1 Попова О.С. Изобразительное искусство // Культура Византии. IV – первая половина VII в. М., 1984. С. 350.
2 Там же. С. 352.
3 Дудникова Г.П. История костюма. Ростов-на-Дону, 2001. С. 81.
4 Болгов Н.Н., Сбитнева Ю.Н., Будаева Н.С. История одежды и костюма в Византии. Белгород, 2009. С. 32.
5 Там же. С. 34.
6 Байе Ш. Византийское искусство. СПб., 1888. С. 112.
7 Андреева Р.П. Энциклопедия моды. СПб., 1997. С. 301.
8 Там же. С. 304.
9 Беляев Н.М. Украшения позднеантичной и ранневизантийской одежды // Reqiel d’etudes dediles a la memoire de N.P. Kondakov. I. Prague, 1926. C. 204.
152
диагонально обрезанным подолом, вышитая драгоценными камнями в сочетании с мягкой атласной туникой и тонкой вуалью, была произведением высокого художественного вкуса1.
Интересные виды одежд византийских девушек-аристократок находим мы среди церковных изображений мучениц. Мученицы-девы трактовались византийской церковью как «невесты» Христа и поэтому, независимо от их действительного социального положения, их всегда изображали в самых великолепных одеждах, доступных в реальной жизни лишь богатым аристократкам2.
На основании ряда памятников был сделан вывод о характере такой одежды. В церкви Святого Аполлинария Нового в Равенне на мозаике изображены костюмы на мученицах: они представляют собой яркие по цвету и сложные по покрою одежды3.
У византийских женщин была парадная одежда, которую они надевали в связи с какими-то торжествами, и домашняя одежда4.
Домашняя одежда византийцев даже очень высокого ранга существенным образом отличалась от парадной и была значительно скромнее.
В целом, надо сказать, что женский костюм на протяжении веков менялся мало. Обычно это была длинная туника с длинными до запястья рукавами. Непременным дополнением к ней, особенно когда женщина выходила из дома, был плащ-покрывало, который одевался наискось.
Нижней одежды у женщин было значительно меньше, чем верхней (как и у мужчин), но она была довольно изысканной, и ей также уделялось много внимания, поскольку она украшалась богатой и разнообразной вышивкой.
Нижняя одежда была многослойной. К нижней женской одежде относится: первая – нижняя туника – широкая, рубашкообразного покроя с рукавами, которых в Риме не было. Рукава – новинка, впервые появившаяся в Византийском костюме.5 В нижней тунике рукава были длинными, прилегающими, узкими в запястье. Она выполнялась с фалдами. Данная туника доходила до ступней и плотно прилегала к шее6.
Поверх первой туники нередко надевалась вторая туника. Вторая – верхняя туника (stola) – длинная с широкими и длинными рукавами. Обе туники также были богато украшены каймой и вышивкой (в этом прослеживаются восточные мотивы), отделкой по краям и почти полностью утратили свой античный характер7.
Первая (нижняя) туника надевалась на голое тело, а потом надевалась стола и мантия. Одним из важных моментов в нижней одежде женщин является то, что сначала женщины носили столу в виде длинной рубашки, расширявшейся книзу и снабженной узкими рукавами. Но, вскоре столу стали носить с широкими рукавами,
1 Кулаковский Ю.А. История Византии. Т. 1: 395–518 годы. СПб., 1996. С. 257.
2 Киприан Карфагенский. Об одежде девственниц // Творения Киприана. К., 1888. Т. 5. С. 50.
3 Mango C. Daily life in Byzantium // Jahrbuch der Osterrei chischen Byzantinistik. Bd. 31. Hbd. 1. 1981. P. 340.
4 Банк А.В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Альбом. Л.–М., 1966. С. 65.
5 Kazhdan A. Women at home // DOP. 52. 1998. P. 40.
6 Hunger H. Byzantinische familie // Osterreichen archive fur kirchenecgt. Wien, 1967. P. 309.
7 Неклюдова Т.П. История костюма. Ростов-на-Дону, 2004. С. 259.
153
вследствие чего узкие рукава нижней туники, сшитые обыкновенно из полотна, стали видны1.
Встречается ряд изображений женщин в костюмах, которые не соответствовали религиозной эстетике2. Такие несоответствия в костюмах встречаются на различных торжествах.
Женщины из народа делали свои платья преимущественно из одноцветных, более грубых материй. Особенной любовью у них пользовались красная стола и голубая мантия. На византийских изображениях Богоматери постоянно повторяются эти цвета; и до сих пор наиболее употребительным одеянием Божией Матери на её изображениях является красная рубашкообразная стола и наброшенная на голову синяя мантия3.
Тот факт, что византийские женщины из народа предпочитали носить одежды так и таким же цветом, является неудивительным, поскольку, на их выборе в одежде сказывается большая роль как самой веры, так и требований христианской религии4. А в связи с тем, что простолюдинки имели меньше прав, чем дамы из высшего общества, то им приходилось в гораздо большей степени соблюдать установленные требования и каноны5. Но, стоит отметить, что, несмотря на все эти правила и требования, византийские женщины любили эту одежду не только потому, что она им нравилась, но и потому, что они были истинно верующими.
Дополнением женского костюма являлась обувь, которой византийские женщины уделяли много внимания. Женская обувь была мягкая и удобная, как закрытая, так и открытая6.
Обувью женщинам служили мягкие, похожие на чулки полусапожки, башмаки. В плохую погоду женщины, как и мужчины, носили сандалии7.
Византийская женская обувь изготовлялась из цветной кожи и войлока и украшалась различными обшивками, богато расшитой вышивкой8. Мягкие женские башмаки из кожи чаще всего делали белого, красного и жёлтого цветов9. Богатые дамы носили шелковые и парчовые башмачки, расшитые жемчугом, золотом, вышивкой, драгоценными камнями. Обувь же простолюдинок была намного скромнее и беднее10.
Одним из наиболее важных атрибутов для женщин был головной убор. Женскими головными уборами служили платки, головные сетки, богато украшенные чепцы. Замужние женщины носили особую повязку восточного типа, спирально обвитую двумя платками разного цвета (наподобие императорской тиары), а также различные накидки и повязки11.
1 Там же. С. 260.
2 Дудникова Г.П. История костюма. Ростов-на-Дону, 2001. С. 240.
3 Там же. С. 242.
4 Lives of Holy Women / www.fordham.edu.com/holywomen/texts [Жития византийских женщин-святых].
5 Kazhdan A. Women at home // DOP. 52. 1998. P. 42.
6 Mango C. Daily life in Byzantium // Jahrbuch der Osterrei chischen Byzantinistik. Bd. 31. Hbd. 1. 1981. P. 343.
7 Ibid. Р. 345.
8 Неклюдова Т.П. История костюма. Ростов-на-Дону, 2004. С. 80.
9 Там же. С. 82.
10 Беляев Н.М. Украшения позднеантичной и ранневизантийской одежды // Reqiel d’etudes dediles a la memoire de N.P. Kondakov. I. Prague, 1926. C. 208.
11 Там же. С. 211.
154
Наиболее распространённым видом головного убора для женщин служил мафорий – накидка с капюшоном, покрывающая плечи, спину, голову, спереди концы её перекидывались крест – накрест через плечи1.
Что же касается цвета головных уборов, то они были довольно разными. Но главным было то, что данные цвета были довольно яркими и пёстрыми2.
В Византии очень хорошо было развито ювелирное дело, и это не могло не отразиться на женском костюме. Но стоит отметить, что данными украшениями пользовались в основном знатные дамы, а у простолюдинок помимо украшений на ткани, других украшений не было3.
Дополнением к костюму служил круглый широкий воротник – оплечье, а непременным атрибутом богатого женского туалета служили украшения из жемчуга, золота, серебра, бисера и драгоценных камней4.
Женщины Византии очень сильно любили различные украшения: не не только аристократки, но и женщины небогатые стремились приобрести украшения, которые являлись порой единственной ценностью в семье. В утешение тем, кто не мог приобрести украшения из драгоценных металлов и камней, существовала масса всевозможных подделок, а также изделия из меди и бронзы.
Куда бы ни выходила женщина, даже в бани, она надевала на себя массу драгоценностей, хотя и в банях их нередко воровали. Женщины были настолько привязаны к своим безделушкам, что Иоанн Златоуст решается даже сказать, что они любят их почти так же, как собственных детей. Впрочем, женские украшения (ожерелья, браслеты серьги и кольца) не отличались изяществом, были тяжеловесны и неудобны. Большие тяжелые серьги, например, нередко приводили к деформации ушей5.
Самым изысканным и богатым был костюм императрицы, которая придавала много значения не только своей верхней и нижней одежде, но и всему своему образу в целом6. В качестве нижней одежды императрица носила узкую, прямую столу с сильно расширенными книзу рукавами. Данная стола в большинстве случаев была белого цвета и украшалась по бокам и понизу богатой отделкой и различной каймой7.
Верхней одеждой для императрицы служила пурпурная императорская мантия, застегнутая на правом плече фибулой, а также туника далматика. Мантия украшалась широкой каймой, на которой очень часто изображались различные человеческие фигуры8.
В гардеробе императрицы большое количество одежды было красного цвета. И это неудивительно, поскольку императорским цветом считался именно красный9. Так, на находящимся мозаичном изображении в Равенне в церкви Сан-Витале,
1 Дудникова Г.П. История костюма. Ростов-на-Дону, 2001. С. 79.
2 Кулаковский Ю.А. История Византии. Т. 1: 395-518 годы. СПб., 1996. С. 260.
3 Дудникова Г.П. История костюма. Ростов-на-Дону, 2001. С. 79.
4 Там же. С. 82.
5 Hunger H. Byzantinische familie // Osterreichen archive fur kirchenecgt. Wien, 1967. P. 312.
6 Болгов Н.Н., Смирницких Т.В., Сбитнева Ю.Н. Частная жизнь женщины в Ранней Византии. Белгород, 2009. С. 56.
7 Дудникова Г.П. История костюма. Ростов-на-Дону, 2001. С. 79.
8 Там же. С. 84.
9 Байе Ш. Византийское искусство. СПб., 1888. С. 256.
155
представлена жена императора Юстиниана – Феодора1. На основании данного изображения можно проанализировать, как выглядел костюм императрицы, а также заметить то, что костюм императрицы был очень похож на костюм её мужа Юстиниана: оба представлены в длинных белых туниках, отделанных золотом.
Предметом роскоши у женщин считался широкий, переброшенный через плечи и спускавшийся до колен шарф, который сдерживался наверху воротником. Этот шарф делался из парчи и украшался жемчугами и драгоценными камнями, край его был белым с пестрыми цветами. Свободно падающие концы шарфа повязывались роскошным кушаком. Венец был украшен двумя подвесками и состоял из закругленных сверху эмалированных бляшек, причем средняя из них немного выдавалась. К верхнему шарфу, украшенному бахромой, скоро присоединили второй шарф, надевавшийся на нижнюю тунику так, что из-под укороченной столы виден был только небольшой его кусок. Иногда нижний шарф прикреплялся к нижней одежде; на столе стали изредка делать разрезы до бедер2.
Императрица, как и император, носила лорум. Но, женский лорум надевался иным способом, чем мужской, и, возможно, был просто прикреплен (спереди и на спине) к большому круглому воротнику, называвшемуся «диадима»3.
Головными уборами императрицы и её приближенных были венцы (так например венец – стема, который являлся знаком императорского сана), короны, диадемы, повязки, обручи4.
На голове императрица очень часто носила подобие зубчатой короны, возложенной поверх вуали. Корона – один из элементов царской власти, императрица надевала её в большинстве случаев в связи с каким-либо торжеством, но встречались также случаи, где императрица предпочитала носить корону и в обычные повседневные дни. Корона императрицы делалась из золота и украшалась обилием драгоценных камней и жемчугом5.
Прическа императрицы была нимбообразной или шарообразной формы. Стоит отметить, что такую же причёску носила и знать6.
Как и император, императрица украшала себя жемчужными подвесками, обычно по две нити с каждой стороны лица. Если у мужчин подвески спускались от висков до плеч, то у женщин – до середины груди.
Очень популярной деталью в костюме императрицы была диадема, а также золотые серьги, инкрустированные драгоценными и полудрагоценными камнями. В середине VI в. украшающая плечи и грудь круглая «диадима» становится символом царской власти7.
Вокруг шеи императрица надевала оплечье – византийский воротник из жемчуга и драгоценных камней. Византийское оплечье императрицы поражало обилием камней и отделки8.
1 Болгов Н.Н. Эволюция позднеантичного костюма в Северном Причерноморье как проявление культурного континуитета // Проблемы истории и археологии Украины. Харьков, 2001. С. 70.
2 Там же. С. 76.
3 Мерцалова М.Н. Костюм различных времён. М., 1993. С. 144.
4 Неклюдова Т.П. История костюма. Ростов-на-Дону, 2004. С. 65.
5 Там же. С. 69.
6 Там же. С. 120.
7 Мерцалова М.Н. Костюм различных времён. М., 1993. С. 137.
8 Cameron A. The Byzantines. L., 2006. P. 164.
156
Костюм императрицы также дополняла роскошная обувь, которая, как и весь её костюм, была богато украшена вышивкой. В качестве обуви императрица носила на ногах красивые башмаки, расшитые золотом.
Итак, неотъемлемыми атрибутами костюма императрицы являлись: лорум, головные уборы (венцы, короны, повязки, диадемы, обручи); различные украшения из драгоценных камней и жемчуга; оплечье и обувь. Атрибуты императрицы являлись самой дорогой частью её костюма в целом.
В целом женский костюм в Византии отражал социальное положение дамы, четко регламентировался статусом женщины в византийском обществе.
Таким образом, можно говорить о том, что византийские женщины тщательно заботились о своем внешнем виде; результатом этого стало появление роскошных и разнообразных украшений, а также вариативность в одежде, богатство в цвете.
К тому же женский византийский костюм испытал на себе влияние христианства, проявившееся, прежде всего, в общем покрое одежды, ставшей более закрытой, чем прежде. Одежда стала следовать христианскому канону и частично теперь отражала те социальные изменения, которые активно происходили в позднеантичном обществе III–VI вв.
Итак, в ходе христианизации позднеантичного общества весьма радикально изменились принципы изображения человека, оформились канонические принципы сакральных изображений (иконы), основные мотивы светских изображений (книжная миниатюра, мозаики). В повседневной жизни простых людей важнейшее значение имела «революция в одежде», приведшая к смене парадигм в костюме – на смену античным драпировочным одеждам пришел сложный кроено-шитый костюм. Это было вызвано определенной медиевализацией ранневизантийского общества.
WOMEN'S SUIT IN EARLY BYZANTINE
Ya.Yu. Ivanitskaya, E.V. Nemykina
(Belgorod)
The article describes an ambivalent attitude towards a woman in a Byzantine culture. The ideal of woman’s beauty and the fashion of Byzantine women were studied in details to define the status of Byzantine woman in the work, how the woman’s appearance changed during the research period. The historical and cultural approach were the key point in the article, the achievements of semantics, a comprehensive approach to sources and comparative historical analysis were used. The research attempts to present the design and change of the process of external representations as the Christianization of late-antique society took place on the example of women's clothing. Women's Byzantine costume was influenced by Christianity which was manifested, first of all, in the general cut of clothing which became stricter than before. Clothing began to follow the Christian canon and partially reflected the social changes that were actively taking place in the late antique society of the III-VI centuries.
Key words: Byzantium, costume, woman, Late antiquity, Christianization.